Архив Вячеслава Иванова в собрании Российского государственного архива литературы и искусства

В Российском государственном архиве литературы и искусства находится значительное собрание документальных материалов поэта Серебряного века, переводчика и исследователя Вячеслава Иванова. Это, в первую очередь, материалы его личного фонда (№ 225) – оставшийся в России творческий архив, переданный А.И. Белецким в Государственный литературный музей в 1935 году и в 1941 году поступивший на хранение в РГАЛИ. Впоследствии к этим материалам были присоединены документы, полученные в 1942 – 1971 гг. из Российского государственного архива древних актов и от частных лиц. Таким образом, в РГАЛИ сложился уникальный комплекс, в который вошли произведения Вяч. Иванова за более чем пятидесятилетний период творчества – с 1884 – 1937 гг., и представлены все этапы создания произведений - от черновых и беловых рукописных автографов до правки на страницах книг, вырезках из газет, полях тетрадей и письмах.

Рисунок 1

В архиве поэтических текстов находятся автографы ранних стихотворений (первые из них датирован 1884 годом): «Диссонансы мира» (Рис.1), «Розовый свет разливая…», «Из моего дневника»; рукописи рубежа веков – «Чайка», «Астролог», «Терцины к Сомову», цикл стихотворений «Бессонницы», «Факелы», «Неприятие мира». В автографах сохранились и стихотворения 1910-х годов: «Химеры», «Розариум», «Сон», стихи, посвященные Гумилеву и Бальмонту. Особенный интерес представляют стихотворения «смутного времени» - 1917 - 1924 гг. (автографы, авторизованная машинопись, гранки с правкой): «Лазарь», «Порог сознания», «Зачем, за что страдает род людской…», «Может быть, это смутное время…», «Собаки», а также переданный из эмиграции цикл сонетов «Из глубины».

Рисунок 2

Будучи эстетом, В.И. Иванов оформлял свои произведения как рукописные книги, прорисовывая обложку, делая разметку и заголовки. У нас есть замечательная возможность увидеть авторское оформление «Розариума» (Рис.2) и подготовленный Вяч. Ивановым посмертный сборник рассказов Л.Д. Зиновьевой-Анибал «НЕТ». Более того, мы можем сравнить то, какой хотел увидеть свою поэму «Младенчество» автор, и то, как это было осуществлено издательством «Алконост» (1919).

Среди более чем значительного ряда статей и исследований можно выделить цикл докладов 1915 – 1919 гг., посвященных творчеству А.Н. Скрябина: «Скрябин как национальный композитор» (Рис.3), позднее опубликованный под заглавием «Национальное и вселенское в творчестве Скрябина» и «Взгляд Скрябина на искусство» (автограф, гранки с правкой автора), вошедшие в сборник «Скрябин» (верстка с авторской правкой), а также статьи по истории русской литературы: «К проблеме звукообраза у Пушкина» (1924) и «О новейших исканиях в области художественного слова» (1925).

Рисунок 3

В РГАЛИ находится замечательное собрание переводов Вячеслава Иванова. Это и варианты знаменитой «Орестеи» (Рис.4) (автограф, авторизованная машинопись), и «Эпиграфы к одам и эподам» (автограф), переводы древнегреческой лирики (авторизованная машинопись, верстка с правкой).

Рисунок 4

Войдя в состав собраний Архива литературы и искусства, фонд Вяч. Иванова стал частью симфонии РГАЛИ. Рукописи и письма, хранящиеся в личном фонде, получили своеобразное продолжение в материалах других фондов: Александра Блока, Андрея Белого, Бальмонта, Кузмина, Мандельштама, Мейерхольда, Василия Розанова, Георгия Чулкова, Велемира Хлебникова, Иннокентия Анненского. Таким образом, в РГАЛИ было органично восстановлена исходная полифоничность творческого архива, когда письма превращаются в переписку, а темы стихотворений, начатые в черновиках, получают развитие в беловых автографах, сохранившихся в архивах их адресатов. Мы можем увидеть рукописи стихотворений с дарственными надписями и заметками их адресатов – Блока, Мейерхольда, Гречанинова, автограф в альбоме С.Н. Дурылина, материалы деятельности В.И. Иванова в Санкт-Петербургском Религиозно-философском обществе: стенограммы докладов и прений, воззвания против антисемитизма, связанные с «делом Бейлиса».

Отдельного упоминания заслуживают находящиеся в архиве изобразительные материалы. Среди фотографий, портретов и рисунков - шаржи Сергея Городецкого и Алексея Ремизова. На первом – пояснение поэта: «карикатура на Вячеслава Иванова, читающего лекцию перед почти пустой аудиторией красноармейцев в Иране, в Реште, в 1920 г.» (Рис.5). Ремизов рисует не только Вячеслава Иванова, но и лица эмиграции 1930-х годов: Д.С. Мережковского, Б.К. Зайцева, Л.Н. Шестова, Н.А. Бердяева.

Рисунок 5

Архив Вячеслава Иванова – ценнейшие документальные материалы, составляющие, без всякого преувеличения, золотой фонд русской культуры. Многие материалы нуждаются в реставрации – автографы выцветают, осыпается графитный карандаш, повышенная кислотность разрушает бумажный носитель. К сожалению, в сложившихся условиях финансирования практически невозможно выполнить высокотехнологичную реставрацию этого огромного массива документов. Решением проблемы могло бы стать создание виртуального архива – абсолютно идентичные оригиналу электронные копии сохранили бы облик автографа, а их размещение в Интернете позволило бы исследователям работать с документом в режиме on-line. Более того, начатая в РГАЛИ оцифровка документального наследия Вячеслава Иванова способствовала бы созданию его объединенного электронного архива. Его материалы находятся в России (собрание РГАЛИ, Российской государственной библиотеки, ИМЛИ РАН и Пушкинского Дома) и в Италии (Фонд Вячеслава Иванова в Риме). Итальянская часть наследия поэта уже оцифрована и размещена на Интернет-сайте (www.v-ivanov.it ). В 2012 году РГНФ поддержал проект (грант №12-04-12026в), который позволил оцифровать российскую часть архива В.И. Иванова и создать информационную систему " Объединённый архив Вячеслава Иванова: РГАЛИ (Москва) – Исследовательский Центр В.И. Иванова (Рим)".

А.А. Ларин, Л.В. Хачатурян
Наверх
 

Все права на размещенные здесь материалы принадлежат предоставившим их архивохранилищам или ученым.
Если вы хотите опубликовать эти материалы в своей книге или сделать перепост, пожалуйста, согласуйте это с редакцией сайта
или обратитесь непосредственно в предоставившую их организацию.

Войти