Создание объединенных электронных ресурсов рукописных источников XIX – ХХ веков

Существенной проблемой, затрудняющей научные исследования, остается разобщенность рукописных источников. Крупнейшие хранилища рукописей – архивы, научные институты и библиотеки – расположены в Москве и Петербурге. Очень часто ученый, чтобы познакомиться с рукописями, вынужден совершать командировки, более того, нередко без поездки в другой город сложно найти информацию о составе и содержании фондов. Именно поэтому такой популярностью пользуются электронные ресурсы, позволяющие работать с источником в удаленном доступе.

Российская национальная библиотека реализует проект по обеспечению современного доступа к своим электронным фондам. В РНБ собраны богатейшие коллекции уникальных материалов, многие из которых существуют в единственном экземпляре не только в стране, но и в мире. Начало цифровой библиотеки РНБ было положено в 2011 году, сейчас она насчитывает более 350 тысяч документов. Приоритетными с точки зрения перевода в электронную форму являются рукописные и архивные документы, уникальные изографические материалы, первопечатные и раскрашенные вручную карты, редкие книги.

К сожалению, материалы рукописных отделов библиотек, содержащие источники по истории литературы XIX – ХХ вв., пока не вовлечены в этот процесс.

Крупнейшее хранилище рукописей этого периода –Российский государственный архив литературы и искусства. Здесь представлены все этапы создания произведений – от черновых и беловых рукописных автографов до правки на страницах книг, вырезках из газет, полях тетрадей и писем. Рукописные документы существуют в единственном экземпляре, нередко он недоступен ученым даже в читальном зале. Поэтому огромное значение для архива имеет предоставление ученым удаленного доступа к документам.

Решить проблему доступа ко всей полноте источников, может создание объединенных электронных архивов, при котором на специально созданном сайте, посвященном той или иной персоналии или теме, размещается вся информация об источниках, независимо от того, в каких собраниях они находятся.

Одним из примеров электронного архива может служить Интернет-сайт «Творческое наследие Анны Ахматовой»1, созданный благодаря сотрудничеству ученых РГАЛИ, РНБ, ИРЛИ, Фонтанного Дома и Архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. На сайте даны сведения о крупнейших хранилищах рукописных фондов Ахматовой, а также логотипы организаций – партнеров проекта. В специальном разделе можно ознакомиться с описями фондов поэта в РГАЛИ, архива кинофотодокументов Петербурга и Фонтанного Дома. Виртуальные архивы создаются для научной работы, поэтому за разрешением на любую перепечатку материалов необходимо обратиться в предоставившее их собрание. Права хранилища защищают также водяные знаки с логотипом научного института или библиотеки.

Однако возможности виртуального архива далеко не исчерпываются этим. Помимо справочной информации, это еще и работа с рукописями в режиме on-line. На сайте возможно разместить сканированные копии автографов, позволяющие изучить рукопись не выходя из кабинета ученого, познакомиться с особенностями почерка, нажимом пера, последовательностью и непоследовательностью записей, всем тем, что называется «живой текст».

Следующий за «информационным» этап работы – создание объединенного цифрового архива рукописей, предоставляющего ученым непосредственный доступ к автографам. В этом случае текстологи могут вести работу с источниками на совершенно новом уровне: сравнивать на одном экране варианты произведений из разных собраний, провести масштабирование или выполнить электронное восстановление текста с использованием графических программ.

Не менее сложной проблемой, затрудняющей текстологические исследования, остается разобщенность рукописей писателей-эмигрантов по архивам разных стран. Так, архив Ивана Бунина разделён между Россией и Великобританией.

Творческое наследие Вячеслава Иванова сосредоточено в трех крупнейших фондах: Исследовательского центра Вячеслава Иванова в Риме, РГАЛИ и отделе рукописей РГБ; кроме того, его материалы находятся в ИМЛИ, ИРЛИ и РНБ, а также частных собраниях.

Благодаря сотрудничеству с Центром Вяч. Иванова, мы смогли объединить в виртуальном пространстве материалы двух собраний вплоть до просмотра рукописей, находящихся в России и в Италии, в режиме on-line. Мы можем увидеть подготовленный Вяч. Ивановым посмертный сборник рассказов Л.Д. Зиновьевой-Анибал «НЕТ», правку «Римского дневника» 1944 года и множество других рукописных источников из обоих собраний.

Сейчас в Интернете размещено четыре рукописных архива – Ивана Бунина2, Вячеслава Иванова3, Анны Ахматовой и Варлама Шаламова.

Ведется работа по созданию виртуального «Русского дворянского альбома» альбома (альбом Голицыных)4, объединенных электронных архивов Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.

Сделать источниковую базу доступной для ученых – одна из важнейших задач текстологических исследований. Поэтому необходимо инициировать работу по созданию объединенных электронных ресурсов рукописных источников XIX – ХХ вв. Использование инновационных методов работы с источниками облегчит работу профессиональных текстологов и сделает рукопись «открытой книгой» для молодых ученых.

Ларин Андрей Александрович, Хачатурян Любовь Валерьевна, Шельтинг Глеб Евгеньевич

Примечания:

1Проект РГНФ №12-04-12036в.

2Проект РГНФ №13-04-00286в.

3Проект РГНФ №12-04-12026в.

4Проект РГНФ №12-04-12030в.

Наверх
 

Все права на размещенные здесь материалы принадлежат предоставившим их архивохранилищам или ученым.
Если вы хотите опубликовать эти материалы в своей книге или сделать перепост, пожалуйста, согласуйте это с редакцией сайта
или обратитесь непосредственно в предоставившую их организацию.

Войти